18+
still-index-9

Индекс металлов

КОГДА:
20 ноября в 20.00

[tab name=”Спектакль”]

Видеоопера для сопрано соло, ансамбля, мультимедийной проекции и электроники

Думать или чувствовать? Или вовсе стирать границы между мыслью и ощущением? Такими вопросами задается современное искусство вот уже без малого 50 лет. За это время художники и музыканты сделали немало попыток, как правило, безуспешных, примирить утонченную аналитичность и сложность академического авангарда с гипнотическим, трансовым воздействием рок-экспериментов 1960-х годов. Но не только. Когда прогресс мультимедийных технологий, сопровождаемый вспышками лазеров, управляемых электроникой и акустическими перегрузками рейвов, преодолел звуковой барьер, раздался хлопок, знаменующий выход в принципиально новое измерение искусства. И одновременно с этим явились первые его гении.

Одного из них звали Фаусто Ромителли. Он прожил всего 41 год, но оставил после себя блестящий след, благодаря свету которого стена между анализом и непосредственным ощущением почти утратила свои осязаемые очертания. Его сочинения «Professor Bad Trip» и «Индекс металлов» все увереннее приобретают статус культовых, объединяя аудитории разных поколений и возрастов, обычно не пересекающихся. Его уникальный стиль оставляет далеко в прошлом эклектику популярных рок-опер, бесформенные минималистические потоки электронного транса и заигрывания академических композиторов с рок-аудиторией путем добавления к симфоническому оркестру электрогитар и ударной установки.

Мультимедийные оперы Ромителли – это уникальный для сегодняшней музыкальной сцены стилистический монолит, каждый раз, однако, показывающийся в процессе своего становления из разнородных элементов. Искусство Ромителли сродни алхимической магии. Его последнее сочинение – опера «Индекс металлов», написанная всего за пятьдесят осенних дней 2003 года, когда композитор был уже смертельно болен – представляет собой его стилистический манифест. Это своего рода развернутая метафора становления материи нового искусства через драму восприятия. Разрозненные ощущения – слуховые, зрительные, осязательные –постепенно обретают телесную целостность, сплавляясь в единую плазму в горниле ритуального, трансового действа.

Вот что пишет Ромителли о своем «Индексе металлов»:
Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия). В гораздо большей степени, чем значительная часть современной музыки, «Индекс металлов» ставит своей целью не пробуждение наших аналитических способностей, а завладение нашим телом с его более чем выраженными чувствами и инстинктами удовольствия.

«В алхимическую реторту Ромителли попадают кусочки разных культур: тексты Жоржа Батая, музыка «ПинкФлойд» и финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция, переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления. Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности через стирание границ восприятия.»
Федор Софронов

Музыка – ФаустоРомителли

Текст – Кенка Левкович

Видео – Паоло Пакини

Электроника – Алексей Наджаров

В интермедиях использованы композиции техно-группы «PanSonic» (Финляндия)

Исполнители – Екатерина Кичигина (сопрано), ансамбль «Студия новой музыки»

Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов

Проект реализован Центром современной музыки Московской государственной консерватории в сотрудничестве с Театральным центром имени Вс. Мейерхольда и при поддержке Министерства культуры РФ и Итальянского института культуры в Москве.

Продолжительность спектакля – 1 час

[/tab]
[tab name=”Авторы”]

Фаусто Ромителли родился в Гориции (Италия) 1 февраля 1963 г. Закончил Консерваторию имени Дж. Верди в Милане, совершенствовался в Accademia Chigiana (Сиена) и Scuola Civica (Милан). В 1991 году переехал в Париж, изучал новые технологии на «Курсе музыкальной информатики» в ИРКАМе, где в 1993–1995 гг. сотрудничал и как композитор-исследователь.

Ромителли пристально изучал передовой европейский музыкальный опыт (Д. Лигети, Дж. Шелси), но более всего он обязан французской спектральной музыке, в частности Ю. Дюфуру и Ж. Гризе. Композитор так говорил о своей музыке: «Центральная идея моего творчества – рассматривать звук как материал, в который вторгаются, чтобы обработкой придать ему физические и перцептивные характеристики: зернистость, толщину, пористость, яркость, плотность, эластичность. Речь, таким образом, идет о звуковой скульптуре, об инструментальном синтезе, трансформациях, спектральной морфологии и постоянном дрейфе между неустойчивыми сгущениями, искажениями и интерференциями, в т. ч. с помощью электроакустических технологий. При этом повышенная важность придается звучаниям неакадемического происхождения и грязному, искаженному звуку (общепринятой металлической природы) рок- и техно-музыки определенного типа».

Ромителли умер в Милане 27 июня 2004 года. За свою короткую жизнь он написал десятки сочинений, среди которых выделяются триптих «Professor Bad Trip» и медиаопера «Индекс металлов».

Паоло Пакини (р. 1964) окончил Консерваторию Санта-Чечилии в Риме по специальностям «Композиция» и «Электронная музыка», параллельно занимаясь с Сальваторе Шаррино, а впоследствии стажировался во флорентийской музыкальной электронной студии «Centro Tempo Reale» и в Студии цифрового видеоискусства «Quasar» Университета дизайна (Рим). Активная творческая деятельность Пакини-композитора началась в 1991 году. Каталог его музыкальных сочинений включает произведения, написанные для различных составов исполнителей и в разных– чисто инструментальных и электронных– жанрах, в том числе с видеопроекцией. Интерес к синтезу различных видов искусства проявился у композитора в середине 1990-х годов, когда он осуществил серию концептуальных проектов, таких, как «Диагональная симфония» (новое озвучивание немецких авангардных короткометражек 1920-х гг), «Пейзажи», «Видения», «Для обработанных голосов». В 2003 году совместно с итальянским композитором Фаусто Ромителли он поставил видеооперу «Индекс металлов».

С 2001 года Пакини преподает электронную музыку и композицию в консерватории «Джузеппе Тартини» (г.Триест).

Екатерина Кичигина (сопрано)

Закончила Музыкальную академию им. Гнесиных по классам «Дирижер хора» и «Сольное пение», а затем аспирантуру Московской государственной консерватории им.. П.И. Чайковского (руководители Н.Л.Дорлиак и Г.А.Писаренко). Кичигина – дипломант международных конкурсов (Памплона, Испания и Калиниград, Россия).

С 1995 года она является солисткой «Новой оперы». Поет заглавные партии в операх «Паяцы», «Демон», «Евгений Онегин», спектакле «Мария Каллас», «Реквиеме» Дж. Верди и др. Принимает активное участие в концертах классической и современной музыки с другими музыкальными коллективами, как в России, так и за рубежом.

С ансамблем «Студия новой музыки» Е. Кичигина сотрудничает с первых лет его существования. За это время она исполнила множество сочинений композиторов ХХ века, в том числе – несколько мировых премьер,  записала ряд компакт-дисков.

[/tab]
[tab name=”Фото”]

[/tab]

[end_tabset]

Внимание! Билеты на спектакль “Индекс металлов” вы можете приобрести ТОЛЬКО в Центре им. Вс. Мейерхольда!

БИЛЕТЫ