padenie-5

Падение/я

Ансамбль “Студия новой музыки”, Россия
Мультимедиа-спектакль для двух экранов, ансамбля и электроники
на музыку Р.Сендо, М.Маталона, М. Жарреля

КОГДА:
28 ноября в 20.00



Идея падения всегда являлась архетипом, будоражащим вдохновение художников, и в связи с физическим феноменом, и в связи с метафорой, насыщавшей содержание религиозных, социологических или психологических учений. Желание еще раз исследовать эту универсальную тему явилось поводом к содружеству видео-художника Паоло Пакини и композиторов Михаэля Жарреля, Мартена Маталона и Рафаэля Сендо. Каждый из них в соавторстве с видео-художником создал в своей картине некое искусственное пространство, расширяющее вертикальное измерение и тем самым противоречащее привычным представлениям о визуальной и акустической топологии: два больших вертикальных экрана, расположенных перед зрителями друг против друга и предназначенных для синхронного показа HD-проекций. Таким же образом устроена и звуковая инсталляция из шестнадцати громкоговорителей, разделенных на две панорамные группы и помещенных друг против друга по периметру зрительного зала.

Такое вертикальное расширение поля зрения и слуха усиливает эффект неустойчивости в момент восприятия движущихся преимущественно сверху вниз зрительных образов. Зрителю и слушателю предлагается своего рода «исследование бездны», возможность избежать падения в нее, будь это катастрофа, необратимые изменения в ряде человеческих поступков или процесс разложения органической ткани.

Концепция и видео – Паоло Пакини

Музыка – Рафаэль Сендо, Мартен Маталон, Михаэль Жаррель

Исполнители – «Студия новой музыки» (дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов)

Электронная реализация – Кристоф Лебретон/GRAME

Технический директор – Жан Кирилл Бурде/GRAME

Звукорежиссер – Николя Дефлаш/GRAME

Проект реализован Центром современной музыки Московской консерватории в сотрудничестве с Национальным центром музыкального творчества GRAME (Франция) и при поддержке Французского института в Париже и Москве. Проект входит в программу мероприятий Ассоциации «Франко-российский диалог».

Премьера состоялась 29 августа 2009 года на фестивале «VoixNouvelles» (Ройомон)

Продолжительность спектакля — 1 час

Паоло Пакини (р. 1964) окончил Консерваторию Санта-Чечилии в Риме по специальностям «Композиция» и «Электронная музыка», параллельно занимаясь с Сальваторе Шаррино, а впоследствии стажировался во флорентийской музыкальной электронной студии «CentroTempoReale» и в Студии цифрового видеоискусства «Quasar» Университета дизайна (Рим). Активная творческая деятельность Пакини-композитора началась в 1991 году. Каталог его музыкальных сочинений включает произведения, написанные для различных составов исполнителей и в разных жанрах, как чисто инструментальных, так и электронных, в том числе с видеопроекцией. Интерес к синтезу различных видов искусства проявился у композитора в середине 1990-х годов, когда он осуществил серию концептуальных проектов, таких, как «Диагональная симфония» (новое озвучивание немецких авангардных короткометражек 1920-х гг), «Пейзажи», «Видения», «Для обработанных голосов». В 2003 году совместно с итальянским композитором Фаусто Ромителлион поставил видеооперу «Индекс металлов».

С 2001 года Пакини преподает электронную музыку и композицию в консерватории «Джузеппе Тартини» (г.Триест)

Михаэль Жаррель (р. 1958) закончил Женевскую консерваторию по классу композиции у Эрика Годибера, стажировался в Тэнглвуде (США), а также в Высшей музыкальной школе Фрайбурга у Клауса Хубера. Начиная с 1982 года он завоевывает многочисленные композиторские награды, среди них – премия «Acanthes» (1983), Бетховенская премия города Бонна (1986), премия Марескотти (1986), премия Фонда Сименса (1990). Кавалер литературы и искусств Франции (2001). С 1986 по 1988 годы М. Жаррель работал в парижском электроакустическом центре IRCAM, с 1991 по 1993 годы – composer-in-residence Лионского симфонического оркестра. С 1993 года преподавал в Венской высшей музыкальной школе, а с 2004 года – в Женевской консерватории.

Мартен Маталон (р. 1958) учился в Джульярдской школе (Нью-Йорк), в 1989 году там же основал ансамбль «MusicMobile», исполнявший современный репертуар ипросуществовавший до 1996 года. С 1993 года Маталон обосновался в Париже, где, работая в институте IRCAM, сделал собственную версию озвучивания кинокартины Фрица Ланга «Метрополис». С этого момента он выпустил целую серию работ по новому озвучиванию картин испанского сюрреалиста Луиса Бунюэля. В его каталоге–многочисленные камерные, а также ансамблевые, оркестровые и электронные сочинения, камерная опера «Чудо» (1989). В 2005 году композитор удостоился премий Фонда Гуггенхаймаи Французского института изящных искусств.

Рафаэль Сендо (р. 1975) закончил парижскую «Écolenormaledemusique»в 2000 году как пианист и композитор, стажировался в Высшей Национальной консерватории и студии IRCAM. Участвовал в мастер-классах Аллена Госсена, Брайана Фернейхоу, Фаусто Ромителли и Филиппа Манури. Многие сочинения Сендо написанны по заказу таких ансамблей, как «l’Itinéraire», «EnsembleInterContemporain», «NouvelEnsembleModerne», симфонических оркестров Франции и Канады. Обладатель премии «Надежда» издательского дома Салабер, стипендиат Французской Академии в Риме (вилла Медичи).

Студия новой музыки – ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студии проходили в таких престижных залах, как Берлинская филармония, «Konzerthaus», «CitedelaMusique»и многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона, стал первым и пока единственным российскимколлективом, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

В исполнении ансамбля «Студия новой музыки» прозвучало около 900 премьер российских и зарубежных композиторов. Совместно с «EnsembleModern»имбыла осуществлена российская премьера «Реквиема»Х.-В.Хенце. Среди других российских премьер Студии– сочинения таких известных зарубежных композиторов, как Л.Андриессен, П.Булез, Ж.Гризе, Х.Лахенман, Д.Лигети, Т.Мюрай, Л.Ноно, В.Рим, Б.Фернейхоу, С.Шаррино, К.Штокхаузен, Ф.Юрель и мн.др.

Ансамбль провел около 60 концертов-портретов ведущих современных композиторов. Специально для Студииписали такие известные композиторы, как Р.Леденев, И.Феделе, Ю.Воронцов, Н.А.Хубер, А. Вустин, Э.Поппе, Ф.Караев, М.Паддинг, В.Тарнопольский, Р.Редгейт и др. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми композиторами. Студияисполняет камерно-оркестровые сочинения выпускников консерватории на госэкзаменах, устраивает концерты, составленные из произведений начинающихкомпозиторов, проводит мастер-классы и выступает базовым ансамблем Международного конкурса молодых композиторов им.Юргенсона. В последние годы Студия активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа. Среди обширного репертуара ансамбля особое место занимает русский авангард 1920-х годов (Гавриил Попов, Николай Рославец, Александр Мосолов и др.). Одним из самых значительных событий в этой области стала мировая премьера камерной симфонии No 2Николая Рославца (сочинена в 1934 году), партитура которой недавно была найдена в архиве.

Среди наиболее крупных проектов Студии – трехгодичный цикл «Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог музыки и живописи», «Красное колесо», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя», «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Звук и цвет. Скрябин и композиторы ХХ века», «Резонансы. Музыка и живопись ХХ века», и мн. др.

«Студия новой музыки»является базовым коллективом Международного фестиваля современной музыки «Московский Форум»,проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. В 2010 году ансамбль выиграл грант Европейской комиссии на проведение широкомасштабного проекта «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев», специально для которого российским и европейским композиторам ансамблем были заказаны 18 новых сочинений. Студияосуществляет подавляющее большинство проектов по современной музыке в рамках перекрестных Годов культурыРоссии с европейскими странами.

Игорь Дронов [Заслуженный артист России.]

Родился в Москве. В 1992 году закончил Московскую государственную консерваторию по кафедрам хорового и оперно-симфонического дирижирования (классы проф. Б. Тевлина и проф. Д. Китаенко), а в 1994 году – аспирантуру у проф. Д. Китаенко. Участвовал в мастер-классах Дж. Шолти и П. Булеза.

С 1991 г. является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети Розенталя» Л. Десятникова.

В 2004–2007 гг. И. Дронов стал музыкальным руководителем ряда балетных постановок: вечера одноактных балетов «Палата No 6» на музыку А. Пярта, «Магриттомания» Ю. Красавина и «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004); балета Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Д. Лигети и традиционную механическую музыку (2005); балетов «Серенада» Дж. Баланчина на музыку П.И. Чайковского и «Miserecordes» К. Уилдона на музыку Симфонии No3 А. Пярта (2006); балета «Урок» Ф. Флинта на музыку Ж. Делерю(2007).

И. Дронов выступает также с оркестром Большого театра в симфонических концертных программах иявляется приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, симфонический оркестр «Русская Филармония», EnsembleModern (Германия) и др., главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым осуществил около 900 концертов, составленных из сочинений российских и зарубежных композиторов ХХ века, в том числе десятки мировых премьер. С момента основания фестиваля «Московский Форум» И. Дронов является его главным дирижером. С 1994 года онглавный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера».

С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор).

Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Азии.

GRAME

Национальный центр музыкального творчества в Лионе.Учрежден для работы по нескольким основным направлениям:

  • содействие в создании новых сочинений, в частности – сочетающих классические элементы и новые технологии;
  • исследования в области музыкальной информатики;
  • концертное исполнение новых произведений;
  • просветительская деятельность, обращенная к публике, состоящей из непрофессионалов;
  • организация мастер-классов для учащихся консерваторий и университетов.

Раз в два года GRAME проводит Биеннале «Musiquesen Scène» –междисциплинарные форумы международного уровня, чередующиеся с «Днями GRAME («Journées GRAME»). Оснащенный исследовательской лабораторией и двумя студиями для сочинения и записи электронной музыки, центр GRAME активно сотрудничает со многими французскими и иностранными композиторами.