18+
poem-4

Педагогическая поэма

КОГДА:
21 и 22 ноября в 20.00

[tab name=”Спектакль”]Эстонский «Teaтр NO99» примечателен уже историей своего названия. Принимая во внимание быстротечность жизни и неминуемое угасание любого театра, режиссер Тийт Оясоо и его коллеги отмерили своему театру 99 спектаклей. Отсчет ведется обратный, например, «Педагогическая поэма» имеет порядковый номер 63. Этот спектакль, созданный командой молодых авторов, исследует потаенные стороны актерской профессии, выворачивая наизнанку самые странные и неожиданные мысли, обнажая чувства людей, выстраивающих отношения с этой весьма нелегкой работой. «Педагогическая поэма» – спектакль не для любой публики. Объехав множество российских городов, он оставил и множество противоречивых зрительских откликов. Но равнодушных не было.

Идея, концепция, постановка и оформление – Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо.

Рок-композиции, слова и музыка – Пеэтер Волконский.

На сцене:

Maрика Ваарик и XXVI выпуск Школы театрального искусства Эстонской Академии музыки и театра: Яаника Арум, Маркус Двинянинов, Maриан Хейнат, Линда Кольде, Рea Лест, Йорген Лийк, Вейко Порканен, Хелена Пруули, Ярмо Реха, РеймоСагор, Симеони Сундья, Рагнар Уустал, Кярт Таммьярв, Линда Вахер.

Руководитель курса – Тийт Оясоо.

Заведующая постановочной частью – Кайри Мяндла.

Реквизитор – Юлле Хертманн.

Главный мастер сцены – Рейго Таммьярв.

Мастера сцены –Ристо Роосаар, Ивар Виллерс, Ахто Вахер

Звукоинженеры – Райдо Линкман, Михкел Томберг.

Свет – Антс Курист, Сийм Рейспасс.

Костюмы – Мооника Лаусвеэ, Ану Яэтс.

Пошив костюмов – Майму Меритеэ, Сирье Кийль.

Гримеры – Кристина Крюгер, Кайя Пихлак.

Ведет спектакль Юлле Хертманн.

Директор и творческий руководитель театра – Тийт Оясоо.

Выражаем благодарность Культуркапиталу Эстонии и МИД Эстонской Республики.

Премьера состоялась 13 октября 2012 г. в Перми.

[/tab]
[tab name=”Teaтр NO99″]

«Teaтр NO99» основан в 2004 году, первая премьера состоялась в феврале 2005 года. На сегодняшний день театр выпустил более 30 постановок, несколько разовых акций и перформансов. С каждой новой постановкой в наименовании театра номер уменьшается на единицу, приближая театр к финалу его бренного существования.

Художественные руководители и основатели театра – Тийт Оясоо и Эне-Лийз Семпер, они  являются и его  единственными штатными постановщиками. Кроме Оясоо и Семпер, в «Театре NO99» ставят спектали и приглашенные из Эстонии и других стран режиссеры: СебастианНюблинг/Германия/, Александр Пепеляев/Россия/, Себастиан Хартманн/ Германия/.

Репертуар «Teaтра NO99»крайне разнообразен. Видное место в нем занимают постановки, родившиеся в результате сотрудничества Оясоо и Семпер со всей своей труппой. Опираясь на идеи постановщиков, актеры на репетициях импровизируют сцены и тексты, и возникают новые спектакли, например, «Нефть!» (2006), «ГЭП, Горячие Эстонские Парни» (2007), «Как объяснять картины мертвому зайцу» (2009) и др. «Театр NO99» сделал постановки как по классике, так и по современной драматургии (Шекспир, Олби, Фассбиндер), а также и по адаптациям киносценариев (Тарковский, Куросава, Чимино) и др.

Бурный общественный резонанс вызвали политические постановки «Театра NO99». Особенно – перформанс «Единая Эстония» (2010),  фиктивное политическое движение, созданное «Театром NO99». В течение двух месяцев все общество находилось в напряженном ожидании: родится из движения новая партия или нет?Поскольку крайне популистская программа и риторика «Единой Эстонии» отражали болевые точки современной политики, перформанс увенчался «учредительным съездом» новой партии, прошедшим в присутствии примерно семи тысяч зрителей.

В последние годы постановкам «Театра NO99» сопутствовал значительный международный успех. Театр участвовал более чем в двадцати престижных фестивалях за рубежом,  гастролировал по всей Европе, в том числе был в Берлине, Лондоне, Париже, Москве, Вене, Санкт-Петербурге, Гамбурге, Мюнхене, Будапеште и др. Театр неоднократно принимал участие в фестивалях «Wiener Festwochen», «Балтийский дом», «Золотая Маска», «KONTAKT» (Toрунь, Польша), «Tampere Teatterikesä», «Politikim Freien Theater», «Lessingtage», давал спектакли на сцене театра «Одеон» в Париже и т.д.

Художественные руководители театра Тийт Оясоо (р.1977) и Эне-Лийз Семпер (р.1969) совместно ставят спектакли последние девять лет: около двадцати постановок. Оясоо закончил Школу театрального искусства по специальности «Режиссер». Семпер международно признана как видео-художник, художник-инсталлятор и сценограф. Они ставили спектакли и в других эстонских театрах. Их творческий почерк имеет чрезвычайно широкую амплитуду: от экспериментальных постановок до масштабных мюзиклов, от классической драматургии до современной импровизации.
[/tab]
[tab name=”Фото”]

[/tab]

[tab name=”Видео”]

[youtube_sc url=”http://www.youtube.com/watch?v=MYLjOAZcWYE”]

[/tab]

[end_tabset]

БИЛЕТЫ

Пресса о спектакле:

На книге работавшего на Украине ученого-педагога Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая поэма» воспитывались и формировались миллионы людей в Советском Союзе. По системе, разработанной русским театральным практиком и теоретиком Константином Сергеевичем Станиславским, учились сотни тысяч актеров по всему миру. Если ты таков же, как мы, и хочешь учиться театру и дисциплине, развивать в себе человеческое и творческое начало, тебе никуда не уйти от этих двух людей.

Педагог Maкаренко воспитывал в своей школе-колонии новых людей, благородных и сильных, уважающих силу и дух коллектива. Он растил их так же самозабвенно, как слушал скрипку и или читал Горького. Режиссер Станиславский разработал, испытал на себе и своих актерах и описал в книге то, что необходимо знать каждому актеру для создания вживания в роль, выделил главное в психологии и стиле актерской игры. Начиная с тренировки у актера способности сосредотачиваться, и заканчивая его полным перевоплощением в характер своего персонажа в течение длительного репетиционного периода.

Постановка Тийта Оясоо и Эне-Лийз Семпер «Педагогическая поэма» опирается на опыт этих двух великих учителей. Это постановка, в которой актеры задумываются над тем, как далеко они готовы зайти, чтобы научиться чему-то новому: познавать себя и свою профессию, учиться быть человеком. Но возможно ли это вообще в современном мире, возможно ли отказаться от соблазнов, от всего постороннего и, более того, возможно ли безраздельно сосредоточиться на своем деле жизни и углубиться в него? И, наконец, Да и кто, в конце концов, ты вы такие, чтобы учить меня?

Мы знаем, что учиться – ужасно трудно, иногда даже болезненно. Приходиться каждый миг осознавать свою беспомощность и неумелость, постоянно узнавать, что правы другие, а не ты. Хороший актер в первую очередь должен учиться быть человеком. А это значит, что он постоянно должен признавать свою неспособность быть человеком. Хорошим человеком, честным, порядочным, талантливым. Как стать таким? Нужно цепляться за каждую возможность, учиться каждый миг – и не только школьной премудрости. Всегда иди до конца, никогда не сомневайся, используй любую возможность учиться. Каждая книга, каждая поездка, каждое знакомство в сотни раз ценнее, чем твои распроклятые деньги в твоем распроклятом банке.

Учеба жестока, наш театр еще как жесток! Жестокость в том, что тебе некуда спрятаться. Когда я выхожу на сцену, я совершенно пустой. Я чистый лист, tabularasa, хотя Джон Локк - bullshit, философия – bullshit, если угоден перевод, то дерьмо собачье. У меня нет философии. У меня нет бога. У меня нет мировоззрения, политических предпочтений, у менянет никакой воли. Я не выражаю ничего, я не позволю впрячь себя
ни в одну телегу. Я ничего не зарабатываю. Я хочу только одного, я хочу стать человеком. Быть с людьми. Служить людям. Чтобы достичь этого, я должен пройти через все людские страсти, и, Господи Боже, как это страшно!

Как вы не понимаете, что и я тоже чувствую, что и я болею? Все болеют. Больно. Боль велика. Велика и огромна та жестокость, в которой мы барахтаемся. Огромен тот страх, с которым на нас смотрят. Если в нас видят столько жестокости, столько крови, то что после этого можно еще сказать? Это не реквизит, это моя собственная кровь, которую я показываю, и всегда умею ее показать верно, элегантно, стильно, чисто, красиво, мило, трижды подряд. Все, что угодно. Мое тело – мой инструмент, и с правильно настроенным инструментом я смогу всё. Так кто же ты такой, чтобы учить меня?

Aндра Теэде, драматург, студентка.